Откуда дети узнают о том, как должны вести себя мальчики и девочки? Конечно, путем наблюдения за взрослыми людьми, мужчинами и женщинами. Данный процесс называется гендерная идентификация. Однако взрослые не всегда дают правильный образец поведения. Кроме того, ребенок может оказаться свидетелем перегиба в гендерной роли, когда взрослый занимает жесткую личностную позицию. Например, любой из нас может вспомнить услышанные когда-то фразы, типа «Так должны вести себя мужики», «Настоящий мужчина никогда не плачет» или «Ты женщина – сиди и молчи». Такие жесткие жизненные позиции называются стереотипами. Наша задача, как воспитателей, состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать свою половую принадлежность, показать гибкость поведенческих моделей в зависимости от пола и ситуации, эффективно использовать свои биологически обусловленные гендерные качества и с уважением относиться к противоположному полу.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто
он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что принадлежность
к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то
есть формируется гендерная устойчивость). В современном обществе существует
классический вариант воспитания, когда и девочек, и мальчиков чаще всего
воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду -
женщины-воспитатели. Современные женщины
стали занимать лидирующее положение в обществе, стираются границы между
"женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в
свою очередь, утрачивают традиционный статус «добытчиков» в семье, а все
обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы
иногда наблюдаем в семьях наших воспитанников. Таким образом,
проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является
актуальной задачей и начинать ее необходимо с младшего дошкольного возраста. Период
дошкольного детства является сензитивным, в процессе которого педагоги и
родители могут помочь ребенку раскрыть уникальные возможности, которые даны ему
биологическим полом. Для этого педагоги в нашей группе осуществляют
целенаправленную и систематическую работу, которая заключается в следующем: Проводим специальные игры, направленные на гендерное
воспитание младших дошкольников. Организуем сюжетно-ролевые игры, в которых
необходимо участие как мальчиков, так и девочек. В данных играх формируем
модели правильного гендерного поведения, культуру взаимоотношения полов. В творческом центре выкладываем разнообразный материал для
рисования, аппликации, лепки, трафареты, с помощью которых, дети смогут
изобразить девочек и мальчиков, их одежду, причёски, раскраски с изображениями
мальчиков и девочек В театральном центре представлены наряды для
ряженья, как для мальчиков, так и для девочек Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает
машинку или обожает конструктор, в этом нет никакой патологии. Данный этап
может оказаться полезным для формирования определенных качеств личности -
заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.Девочки
-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как
мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим, девочки более успешны в
учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях
физкультурой.
Таким образом, мы стараемся строить педагогический
процесс исходя из знаний половых особенностей детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий